Рассказ в картинках
Этапы предварительной подготовки этого проекта я публиковал у себя в ЖЖ :
И вот что из этого получилось.
Билеты на самолёт у нас были куплены ещё в ноябре (а летели мы в апреле). Билеты Хельсинки - Дюссельдорф обошлись в 29 евро за взрослого и 27 евро с ребёнка (это включая все сборы и с завтраком на борту). Дюссельдорф - СПб обошлись в 49 евро со взрослого и 47 евро с ребёнка.
Надо было ещё добраться до Вантаа. До Хельсинки мы доехали на ночном челночном автобусе. Меня перевозчики (один из них - Вадим - на фото слева) уже знают, договорились неплохо, получилось в конечном итоге де-факто по 550 руб. со взрослого, а дети - бесплатно. Автобус был большой и для погрузки велосипедов в чрево автобуса их даже не потребовалось складывать.
Прибыли в Хельсинки. Велосипеды на ходу. Конец апреля, в Хельсинки ещё конкретный дубак, но нас греет мысль о том, что уже сегодня мы будем в Дюссельдорфе, где нас ждёт лето. Лето! Лето!!!
Летим, погода отличная, полёт нормальный!
Авиакомпания AirBerlin придумала удобную вещь. В начале полёта детям-пассажирам выдают пакетик, в котором сложены раскраска, набор карандашиков, ластик, точилка, сборный бумажный самолётик, блокнотик и небольшой паззл. В результате дети весь полёт оказываются «при деле» и не беспокоят взрослых пассажиров. Это не универсальный набор. Когда мы летели туда, детям выдали сборную конструкцию самолета. К сожалению, она быстро закончилась. А в том наборе, который выдали в обратном полете, ещё были бейджик пилота, белая кепка и много фишечек. Всё это мы до сих пор используем.
Наш благодетель Алекс из Дуйсбурга приехал встретить нас в аэропорт Дюссельдорф и подарил баллончик с газом! В самолёт газ мы взять не могли, впереди день в поездах, а благодаря Алексу этот день мы закончили приекрасным ужином! Огромное ему спасибо!
От терминала до железнодорожной станции Дюссельдорфа ходит так называемый «Sky Express» - монорельсовый поезд из двух вагончиков Sky Train. Наши авиабилеты позволяли ехать на нём без дополнительной платы. Таким вот образом мы приехали на ж.д. станцию Duesseldorf Flughafen и наш дальнейший путь продолжался по земле.
От Дюссельдорфа до Мюнхена мы ехали на ICE (это такой же поезд, как Сапсан из СПб в Мск). Такой же внешне, однако российский пассажир назвал бы его «электричкой»: в него пускают без паспорта, никто не проверяет на входе «аусвайс».
Перевозить сложенные велосипеды в пустом вагоне поезда Евросити Мюнхен - Верона - никаких проблем!
Несколько сложнее приходилось в поездах ICE. Они узкие, тесные, перевозить велосипеды в них вообще нельзя. Поэтому мы либо мыкались с нашими баулами по углам,
либо, если перегон был длинный и удавалось занять целый Abteil, прикручивали их легатурами на узеньких верхних полочках.
Детям было не скучно, у нас был запас всяких игрушек, раскрасок и т.п.
А можно было просто спать.
Это карта велосипедной части нашей экспедиции
Наша первая встреча с По - вечер в Остилье, мы только приехали, за полтора дня перенесясь из холодной продуваемой Финляндии в лето.
Маршрут был специально разработан так, чтобы ехать преимущественно по велодорожкам.
Значительная часть нашего пути проходила по велодорожке, идущей по верху дамбы, ограждающей По.
Строения по сторонам - очень, очень старые.
На велодорожке много информационных плакатов. Хоть и старые, но стоят крепко.
Веломаршруты Северной Италии очень популярны среди велотуристов, особенно немецких. Феррара вообще позиционирует себя как велосипедный город, там есть пункты проката велосипедов, организуются специальные туры - вас возят на пароходике по реке По вместе с велосипедами, и туристы совершают радиальные выезды. Будь у меня хоть немного деловой хватки и умения общаться с россиянами - организовал бы посредническую контору по сопровождению велогрупп по долине По и Адриатике.
В Феррару на приводит Буранский канал - мы срезаем угол, чтобы не ехать по длинной излучине По. Разумеется. я запечатлел себя на улице Св. Романа
Проезжая вдоль Буранского канала, мы встретили павлина. Он сидел на перилах моста и издавал призывные звуки. Из кустов отзывалась так и не увиденная нами его подруга.
Иногда, чтобы не следовать изгибам реки, мы пытались срезать углы. Неблагодарное это дело - спрашивать у автомобилистов, как покороче доехать куда-то на велосипеде. Дядечка на фото красиво и эмоционально лепит мне, как позже выяснилось, туфту.
А вот этот подсказчик уже был адекватен. Дети к этому времени, слушая мои разговоры с местным населением, уже успели выучить основные слова по-итальянски и "Prego", "Scusa", "Grazie" - произносили уже с лёгкостью и вечером перед сном даже иногда разговаривали между собой "по-итальянски". А "чао-чао!" они на ходу кричали всем встречным, вызывая всеобщее умиление. Так за несколько дней мы добрались до Адриатики.
Через несколько дней мы, наконец, доехали до Адриатики. Само побережье - курортная, разумеется, зона, но совсем невдалеке стоят вот такие заброшенные строения.
Погода стояла вовсе не жаркая, но дети были готовы залезть в воду прямо в одежде.
Кроме нас, купающихся на всём пляже обнаружено не было.
Да и вообще, народу было совсем мало.
Рыбаки на промысле в любую погоду.
Ещё утренний вид на море.
Затрак на свежем воздухе. Проводить его около палатки было невозможно.
Комары в тех местах - обычнейшее дело. Кусачие, «кооперативные»: весть о нашем прибытии разнеслась по их комариному царству минут за двадцать, и вскоре после нашего прибытия на «обед» стали прибывать новые и новые партии желающих полакомиться. А ещё эти комары не жужжат. С вечера мы не удосужились избавить нашу палатку от непрошеных гостей, и к утру дети оказались перекусаными, так, что только через две недели перестали чесаться.
Сами итальянцы с пониманием и юмором относятся к этому. Недалеко от моря, в самой болотине, находится ресторанчик под названием "La zanzara" (лядзандзара) - «Комар».
На фото я рассказываю Ярику, какие кусачие бывают комары.
Заключительная часть рассказа о нашей Паданской экспедиции - детали быта. Италию я знаю хорошо, поэтому кратко наш быт можно было бы охарактеризовать словами: «Где под каждым им кустом был готов и стол, и дом». Начну. однако не со стола, а с дома. Ночевали мы, как обычно, в простых однослойных палатках. Палатки с сеточками, комары нас не беспокоили.
Основной наш принцип - Leave No Trace. Никаких следов нашего пребывания после отъезда не оставалось, костров мы не разводим и даже не пользуемся фонариками. Более детально о местах наших ночёвок я по понятным причинам распространяться не стану.
Изначально мы планировали останавливаться в аллювиальной зоне По, одна обильные дожди вызвали сильное наводнение, и вся территория отелей «романыЧ» оказалась затоплена. На последнем фото - вовсе не кустики, а верхушки деревьев. Такого сильного наводнения тут не было уже много лет.
От дождей мы спасались полиэтиленом - обычным парниковым «рукавом».
Это обычный утренний предотъездной бардак.
Это наши традиционные соседки - улитки.
Чтобы дети не уставали слишком, мы каждый день устраивали им «тихий час».
Стирка - важная вещь. Подходы к воде были часто затруднены, поэтому приходилось изобретать. Привязывали одёжку к верёвке
забрасывали её, и простирывали.
А затем сушили - обычным для Италии образом.
Теперь - о «столе». Италия, даже по сравнению с западноевропейскими странами, страна «голодная» - продмагов тут сравнительно мало, на автозаправках съестного не купишь, и расписание работы супермаркетов может быть совсем нетривиальным: то работать аж в воскресенье, то пол-недели быть выходным. Наши главные сетевики-кормильцы в Италии - это
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ели мы очень хорошо! Капитально закупались в супермаркетах
так, что подчас и не поднять было! Командир экспедиции себя не обижал.
Это сальсиччи (salsicci) - сырые натуральные сосиски. Их принято поджаривать на гриле, мы раз попробовали, они показались нам невкусными и дико солёными, с тех пор мы употребляем их в сыром виде. Продавцам об этом лучше не говорить: смотрят, как на психов.
А однажды рыбаки нам подарили нам рыбину. Впрочем, буду честным! Подарили нам не эту рыбину, а значительно меньшую. Рыбаки этих карпов не едят - вытаскивают икру, а остальное отдают кошкам.
Готовил я всегда сам - никому этого не доверял. Утром я вставал раньше всех, готовил девушкам «кофе в палатку», параллельно варил кашу детям. Обед у нас, как правило, был холодный - с плиткой мы днём не возились, а устраивали 2-3 перекуса. Вечером - взрослым по бокалу шампанского, и плотный ужин, чтоб всем хорошо спалось.
Как правило - за редкими исключениями - готовка моя участникам экспедиции приходилась по вкусу. В кастрюльке - густой мясной суп из прошютто крудо (prosciutto crudo). Слева - бутылочка Sangiovese di Rubicone, моё любимое. Справа видна фольга - её я использовал как крышку для кастрюли и сковородки.
Прошютто (подкопчённая ветчина) - старая, традиционная итальянская еда, его можно 2-3 хранить без холодильника. Мы покупали маленькие упаковки, поскольку народу нас было немного, долго не сохранишь, а естся этот прошютто довольно медленно. В Италии он пользуется большой популярностью. Например, газета проводит конкурс или викторину, а качестве приза - свиная нога на полпуда.
Тушёная паста (в данном случае «трубочки?), немного прошютто, а сверху - горгондзола (gorgonzola), мягкий сыр с зелёной плесенью.
Вообще, слово «сыр» применять к итальянским кисломолочным продуктом несколько некорректно. Их разнообразие столь велико, что нет чёткой границы между такими продуктами, которые по-русски назывались бы «сметана», «творог», «сыр».
Интересно, что сама кисломолочно-бактериальная среда за Альпами - иная, нежели к северу от них. Обычная простокваша или сметана там просто не могут получиться, получается нечто с совсем иным вкусом. Когда я пытался объяснять итальянцам, что такое сметана, мне приходилось называть её «panna acida» - «скисшие сливки», что вызывало у них брезгливость.
При этом в крупных городах есть румынские лавки, в которых продаётся нечто, называемое «smintina romaneasca» (смынтына романяска - румынская сметана), которое при расссмотрении оказывается и вправду сметаной, но немецкой (Schmand).
Иногда на завтрак я делал поленту с горгондзолой. продукт. Жителям советского союза он хорошо знаком под румынским (=молдавским) названием «мамалыга». Это кукурузная каша. В супермаркетах она продаётся в уже сваренном и охлаждённом виде, сварена как чистая крупа с водой, даже без соли.
Мне лично она очень нравится, чего не скажешь об остальных участниках экспедиции. Поэтому, когда я собирался приготовить поленту я, во первых, ставил дело так, чтобы участники сильно оголодали и, кроме того, сдабривал её горгондзолой. Иногда дети утром ели поленту - разогретую - просто как манную кашу.
Хорошая вещь - инфраструктура! Иногда удавалось устроить такой вот ужин!
Наше путешествие, точнее, велосипедная его часть, заканчивалось в Вероне.
Впереди - новые маршруты!
Комментировать у меня в ЖЖ